4.12. Внедрение инновационных спутниковых и геоинформационных технологий
Функциональные направления инноваций |
Основные результаты в 2010-2011 гг. |
Основные результаты в 2012-2015 гг. |
1) спутниковые технологии координатного управления движением поездов;
2) системы управления движением на малодеятельных линиях с использованием
спутниковых навигационных технологий и цифровых систем связи;
3) спутниковые технологии контроля и управления железнодорожными перевозками
опасных и специальных грузов;
4) применение спутниковых технологий при проведении путевых работ;
5) спутниковые технологии геодезического обеспечения инженерных изысканий,
проектирования, строительства, реконструкции и ремонта железных дорог;
6) использование цифровых моделей пути (ЦМП);
7) создание Комплексной системы пространственных данных инфраструктуры
железнодорожного транспорта (КСПД ИЖТ);
8) внедрение 3D технологий изысканий и проектирования, строительства
и мониторинга инфраструктуры;
9) спутниковые технологии мониторинга состояния пути, а также объектов
железнодорожной инфраструктуры в полосе отвода;
10) спутниковые технологии мониторинга потенциально опасных объектов и крупных
искусственных сооружений железнодорожного транспорта;
11) спутниковые технологии управления и контроля процессами лубрикации в системе
"колесо-рельс" на локомотивах и вагонах-рельсосмазывателях;
12) обеспечение быстрого реагирования и ускорение ликвидации чрезвычайных ситуаций
за счет мониторинга дислокации и поддержки принятия решений по направлению восстановительных
и пожарных поездов с использованием спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС/GPS
и передачи видеоданных с мест ЧС в ситуационный центр ОАО "РЖД" с помощью спутниковых
систем подвижной связи;
13) внедрение спутниковых технологий широкополосного доступа в Интернет на высокоскоростных,
скоростных и фирменных пассажирских поездах. |
- снижение затрат на выполнение инженерных изысканий в труднодоступных местах;
- внедрение новых технологий предпроектных изысканий и исполнительной съемки;
- внедрение автоматизированных систем управления и контроля работы подвижных средств
лубрикации на основе спутникового позиционирования местоположения рельсосмазывателей
и управления процессами нанесения смазочных материалов по электронным базам данных
кривых, подлежащих лубрикации;
- внедрение спутниковых навигационных систем и средств спутниковой подвижной связи
на восстановительных и пожарных поездах на сети железных дорог ОАО "РЖД";
- внедрение технологий широкополосного доступа в Интернет на скоростных поездах
"Сапсан" и "Аллегро" на направлениях Санкт-Петербург – Москва – Нижний
Новгород и Санкт-Петербург – Бусловская – Хельсинки.
|
- внедрение систем управления движением на малодеятельных направлениях с использованием
спутниковых навигационных технологий и цифровых систем связи на опытных полигонах
малодеятельных линий (1 тыс. км);
- внедрение многоуровневой системы контроля и управления перевозками опасных и специальных
грузов с оценкой местоположения, состояния груза, разрешенных маршрутов и фиксацией
нештатных ситуаций с автоматическим информированием оперативных служб;
- снижение затрат при выполнении геодезических работ до 1,5 раз;
- внедрение технологий высокоточной привязки и интеграции данных путеизмерительных
и диагностических средств в единой системе координат с возможностью формирования
целеуказаний по отклонениям параметров пути от проектных и/или паспортных значений;
- создание высокоточных цифровых моделей пути и иных объектов инфраструктуры с технологиями
3D-моделирования;
- внедрение технологий контроля соответствия проектным или паспортным данным с выявлением
зон повышенного риска отклонений от нормативов устройства и содержания пути и его
элементов;
- внедрение высокопроизводительных технологий мониторинга;
- создание технологии использования ЦМП при проведении изысканий и проектирования,
ремонтов и реконструкции, текущего содержания объектов инфраструктуры;
- создание опытного участка для апробации технологии использования ЦМП;
- создание единой координатной среды на основе высокоточной координатной системы
(ВКС);
- интеграция ЦМП в КСПД ИЖТ внедрение новых технологий предпроектных изысканий и
исполнительной съемки в единой системе координат на основе ВКС и ЦМП;
- технологии комплексной обработки спутниковых навигационных данных и материалов
спутниковой съемки по местам повышенного риска и возникновения ЧС;
- развертывание системы широкополосного доступа в Интернет на всех направлениях
скоростного движения ОАО "РЖД", международных и фирменных пассажирских поездах.
|
5. Краткие пояснения к стратегическим направлениям инновационного развития
5.1. Система управления перевозочным процессом и транспортная логистика
В современных условиях основной логистической задачей является согласование режимов
производства и потребления с сервисным режимом подачи транспортных средств, пограничной
и таможенной обработкой, хранением, переработкой и распределением продукции. Решить
указанную задачу, с учетом основного критерия транспортной логистики –
"от двери до двери точно в срок с минимальными затратами", не имея соответствующей
информационной инфраструктуры, невозможно. Следовательно, важнейшим направлением обеспечения
эффективного функционирования железнодорожного транспорта является формирование сети
логистических центров. При этом необходимо учитывать особенности функционирования
других видов транспорта и их инфокоммуникаций.
Сеть логистических центров станет основой системы транспортной логистики железнодорожного
транспорта, глобальной задачей которых является ускорение продвижения материальных
потоков, снижение суммарных затрат отправителей и получателей грузов. Предварительные
оценки показывают повышение эффективности транспортной системы минимум на 5-10%, а
по отдельным участкам и на 20%, без дополнительных инвестиций в транспортную инфраструктуру.
Одним из ключевых факторов оптимизации станет возможность не только более точного
планирования отгрузки, но и гибкой системы корректировки планов всех участников транспортной
системы. Данный факт позволит избежать форс-мажорных конвенций по портам, снизить
фактор дефицита вагонов за счет уменьшения простоя подвижного состава в узких местах.
График движения поездов по-прежнему будет определять план работы всех подразделений
железнодорожного транспорта, обеспечивать объединение и согласование в единое целое
работы станций, эксплуатационных и ремонтных локомотивных депо, пунктов осмотра и
ремонта вагонов, дистанций пути, СЦБ, региональных центров связи и других подразделений.
Разработка графика движения грузовых поездов будет осуществляться в тесной увязке
с системой организации вагонопотоков на всех этапах.
Опыт ряда отечественных и зарубежных железных дорог и проведенные исследования
показывают, что переход к такой организации поездной работы позволяет повысить участковую
скорость, снизить простой вагонов на технических и грузовых станциях, повысить производительность
локомотивов, экономить топливно-энергетические ресурсы, сократить потребности в локомотивных
бригадах, уменьшить финансовые потери, связанные с несвоевременной доставкой грузов.
С графиком движения поездов тесно связан комплекс управления работой локомотивов
и локомотивных бригад. Этот комплекс осуществляет комплексное нормирование потребности
в локомотивах и бригадах, номерное слежение за дислокацией и состоянием локомотивов
и работой локомотивных бригад, подвязку локомотивов и локомотивных бригад к поездам,
оперативную регулировку парком локомотивов и работой локомотивных бригад.
Перспективными направлениями развития системы управления перевозочным процессом
и транспортной логистики являются:
- создание и внедрение новых технических средств, которые позволят полностью автоматизировать
проведение коммерческого осмотра грузов и вагонов, терминально-складскую деятельность,
минимизировать ручной ввод информации и т.д.;
- переход к безбумажной технологии с вводом в действие электронной цифровой подписи;
- автоматизированное формирование всех справочных, отчетных и аналитических форм;
- развитие системы АСКМ в части создания искусственного интеллекта, основанного
на базах знаний технологических и производственных процессов, нормативно-распорядительной
документации.
5.2. Инфраструктура
5.2.1. Задачи повышения эффективности железнодорожной инфраструктуры
Основной задачей инфраструктуры железнодорожного транспорта является обеспечение
потребностей российской экономики и населения в перевозках при безусловном обеспечении
безопасности движения и надежности технических средств.
К инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования относится технологический
комплекс, в который, помимо путей, входят станции, здания, устройства электроснабжения,
связи, сигнализации, централизации блокировки, другие сооружения, системы управления,
оборудование и т.д. Недостаточно развитая транспортная инфраструктура становится фактором
ограничения возможностей развития экономики страны в целом. Проблемой для развития
транспорта является его низкая инвестиционная привлекательность. Особенностью транспортных
проектов, в частности, относящихся к железнодорожному транспорту, является их высокая
фондоемкость, длительные сроки реализации и окупаемости проектов. Потребность железнодорожного
транспорта в инвестициях, помимо макроэкономических установок и параметров, определяется
также в зависимости от перспектив и целей развития самой отрасли.
Развитие и модернизация инфраструктуры должны осуществляться с учетом природоохранных
мероприятий.
В настоящее время доля стоимости основных фондов инфраструктуры составляет более
60% от общей стоимости основных средств ОАО "РЖД", а доля эксплуатационных затрат
на объекты инфраструктуры составляет порядка 35% от общего объема затрат.
Поэтому крайне важной задачей инновационного развития ОАО "РЖД" остается сокращение
стоимости жизненного цикла объектов инфраструктуры при условии обеспечения безопасности
перевозочного процесса и высокого уровня надежности технических средств.
Повышение эффективности железнодорожной инфраструктуры должно осуществляться по
комплексной программе, к которой относится:
- повышение эксплуатационной эффективности всех видов ремонтов и технического обслуживания
и снижение расходов на них за счет модульных принципов работы, роста квалификации
персонала и оптимизации планирования ремонта;
- пересмотр устаревших технических стандартов и нормативов для снижения энерго -,
материало- и трудозатратности операций;
- использование принципа "общей стоимости эксплуатации", стоимости жизненного цикла
при планировании и исполнении технического обслуживания и ремонта для снижения удельных
затрат;
- комплексная автоматизация процессов управления движением, составления графиков
движения поездов;
- внедрение механизмов экономической оценки вариантов организации движения и инструментов
оптимизации ниток графика, формирования и обработки поездов для увеличения экономического
эффекта (снижение затрат при заданных регулятором тарифах).
5.2.2. Национальный центр динамических испытаний транспортных конструкций
Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года
предполагает строительство новых железнодорожных линий, в том числе, в условиях многолетнемерзлых
грунтов.
Таким образом, назрела необходимость проведения комплексных испытаний элементов
транспортных конструкций в различных климатических условиях, а также развития системы
испытаний в нашей стране, в частности, путем создания уникального испытательного комплекса
для решения стратегических задач транспорта и транспортного строительства, разработки
и освоения уникальных технологий и методов испытаний, которые будут сосредоточены
в Национальном центре динамических испытаний транспортных конструкций.
Создание Центра позволит сократить объем ходовых динамико-прочностных и эксплуатационных
испытаний подвижного состава путем применения стендовых испытаний на высокопроизводительном
современном испытательном оборудовании с получением показателей ходовых качеств экипажей,
характеристик сопротивления усталости, живучести для прогнозирования безаварийной
работы конструкций в течение заданного срока службы.
Применение ускоренных методов испытаний и использование специализированного высокопроизводительного
стендового оборудования позволит сократить сроки приемочных, сертификационных и иных
видов испытаний в несколько раз.
Наличие национального центра позволит обеспечить предоставление уникальных услуг
как для отечественных, так и зарубежных компаний, в том числе испытания в условиях
экстремальных температур от + 60°С до - 60°С в специализированных климатических
камерах.
Исследования будут направлены на:
- оценку динамических и прочностных характеристик транспортных конструкций железнодорожного
пути, узлов, элементов, материалов дорожных покрытий автомобильных дорог, аэродромов
на основе статических, динамических, вибрационных, ударных и иных испытаний в различных
климатических условиях;
- создание системы мониторинга и инструментального контроля при строительстве и
эксплуатации железнодорожного пути, дорожного покрытия автомобильных дорог, аэродромов,
обеспечение безопасности;
- определение причин возникновения проблемных мест, разработка и проверка методов
и технологий их устранения;
- определение взаимодействия движущихся объектов, грунта и сооружений.
|