7. Лабораторная работа: Сортировка и обработка списков связанных данных в электронной таблице
Знакомство с методами обработки данных, организованных в списки, сортировкой, редактированием, просмотром, поиском и извлечением данных по различным критериям.
Знакомство с методами обработки данных, организованных в списки, сортировкой, редактированием, просмотром, поиском и извлечением данных по различным критериям.
Подготовка к работе
По указанной литературе изучить приёмы работы со списками, сортировка списка по строкам, столбцам, обработка списка с помощью формы, изменение структуры таблицы.
Пользуясь командами "Данные"-"Сортировка" и "Данные"-"Итоги", проделайте задание 3 и 4.
Укажите, сколько уровней сортировки нужно использовать, название полей, по которым производится сортировка, и направление сортировки по каждому уровню.
Предварительно скопируйте исходную таблицу на отдельные листы или используйте режим групповой работы с листами (результат выполнения каждого пункта должен располагаться на отдельном листе или ниже в этом же листе).
Есть ли в фирме женщины-секретари?
Сколько сотрудников с фамилией Иванов работают в фирме и кто из них самый молодой? (Предварительно добавьте столбец Возраст).
Каков средний возраст мужчин и женщин, работающих в фирме?
Сколько в фирме менеджеров, инженеров, водителей и представителей других должностей?
В пунктах 3 и 4 после сортировки выполнить расчеты с помощью меню "Данные-Итоги".
II. Сортировка списка по столбцам
Ввести таблицу, представленную на рис. 7.2, на чистый лист книги.
Рис. 7.2.
Отсортировать ее так, чтобы предметы (названия полей) располагались в алфавитном порядке. Скопировать ее с транспонированием на свободный лист (использовать меню Специальная вставка).
Добавить в конец таблицы строку "Средний балл" и заполнить её, используя функцию СРЗНАЧ. (Для программы LibreOffice Calk: функция Average( ).)
Выполнить сортировки по столбцам. Перед каждой сортировкой копировать таблицу на новый лист.
Переставить столбцы так, чтобы фамилии студентов расположились в обратном алфавитном порядке.
Переставить столбцы так, чтобы в первых колонках были худшие учащиеся (с минимальным средним баллом).
Переставить столбцы так, чтобы в первых колонках были учащиеся, хорошо успевающие по математике, но с провалами по физкультуре.
Переставить столбцы так, чтобы фамилии студентов расположились в алфавитном порядке, снова транспонируйте таблицу и поместите ее на Листе 1, начиная с клетки A10.
III. Обработка списков с помощью формы
Активизировать лист с исходной таблицей (рис. 7.1) и убедиться, что первая строка содержит заголовки полей.
Используя окно "Форма", просмотреть значения в списке.
Принять на работу одного инженера и уволить одного водителя.
Сотруднице Абрамовой поменять фамилию на Иванова.
Изменить структуру таблицы.
Ввести дополнительное поле "Оклад" после поля "Пол" и заполнить его осмысленными значениями. Заполнение производить в окне "Форма" после поиска записей с заданными должностями. При задании критерия поиска использовать минимальное количество букв и символы шаблона*.
После поля "Оклад" добавить еще три поля: "Надбавки", "Налоги", "К выплате".
Установить надбавки в размере 1000 руб. женщинам старше 50 лет и мужчинам старше 60. Директору и референту - 2000 руб. Поиск соответствующих лиц выполнять через форму.
В обычном режиме редактирования заполнить поле "Налог" - 5% от суммы оклада и надбавки, если она не превышает 1 тыс. руб., и 10%, если свыше. При заполнении поля записать формулу с использованием функции ЕСЛИ. (Для программы LibreOffice Calk: функция IF.)
Записать формулу и заполнить поле "К выплате" ("Оклад" + "Надбавки" - "Налоги").
В окне "Форма" выполнить поиск сотрудников по следующим критериям: (Пункт 4 не выполнять в LibreOffice, т.к. там не предусмотрен критерий.)
Женщин с низким окладом (меньше 4000 руб.);
Мужчин, получающих больше 1 тыс. руб. и моложе 30 лет;
Женщин, имеющих надбавки и проживающих в Центральном районе - номера телефонов начинаются на 310... до 315