Данное пособие предназначено для получения студентами представления об основных понятиях при работе с базой данных. Даются классификации баз данных и систем управления данными в рамках предмета "Информатика". Помимо лекций включены задания по лабораторным работам (2 работы со связанными списками и 4 лабораторные работы СУБД MS Access).
В настоящее время жизнь человека настолько насыщена различного рода информацией, что для ее обработки требуется создание огромного количества хранилищ информации различного назначения. Современные информационные системы характеризуются огромными объемами хранимых данных, сложной организацией, необходимостью удовлетворять разнообразные требования многочисленных пользователей. Основой информационной системы является база данных.
В лекции рассматривается общий смысл понятий базы данных (БД) и системы управления базами данных (СУБД). Даются основные понятия, относящиеся к базе данных такие, как алгоритм, кортеж, объект, сущность. Основные требования, предъявляемые к банку данных. Определения БД и СУБД.
В лекции рассматриваются вопросы классификации БД и СУБД. Даются понятия централизованных и распределенных баз данных. Описываются функции и функциональные возможности СУБД.
В лекции рассматриваются вопросы проектирования БД и СУБД. Подходы к проектированию СУБД. Архитектура СУБД. Методология проектирования БД. Основные этапы разработки БД.
В лекции рассматриваются модели организации баз данных, дается характеристика каждой модели. Описываются достоинства и недостатки существующих моделей баз данных. Даются определения атрибута, записи и отношений в различных моделях БД.
В лекции рассматривается реляционная модель данных, дается понятие информационного объекта, простых и составных ключей. Рассказывается, что такое нормализация отношений и как она влияет на создание и работу базы данных.
В лекции рассматриваются объекты Microsoft Access. Даются понятия таблицы, запроса, формы, отчета. Для чего используются эти объекты и основные принципы работы с этими объектами.
Знакомство с методами обработки данных, организованных в списки, сортировкой, редактированием, просмотром, поиском и извлечением данных по различным критериям.