Название:
Стратегия пассажирских перевозок
Краткое название:
Стратегия пассажирских перевозок
Краткое описание:
Автоматизированная Услуга обеспечивает доступ к информационному хранилищу Пассажирские дальние перевозки (ФПД) для реализации следующих функций:
Формирование статистической отчетности:
о перевозках пассажиров дальнего следования в поездах формирования Федеральной пассажирской дирекции;
о работе поездов дальнего следования Федеральной пассажирской дирекции;
о распределении отправленных пассажиров дальнего следования по поясам дальности перевозки в поездах формирования Федеральной пассажирской дирекции.
Анализа перевозок пассажиров и полученном доходе в разрезе дорог и по всему маршруту следования:
во внутреннем и международном сообщениях;
по всем категориям пассажирских поездов;
по всем типам пассажирских вагонов;
по всем перевозчикам.
Потребители услуг:
Работники ОАО "РЖД", ФПД и структурных подразделений ФПД
Порядок запроса услуги:
Заявка на подключение к информационному ресурсу (в соответствии с распоряжением №1240р)
Время предоставления услуги:
Круглосуточно, технологическая поддержка 5х8
Ключевые метрики:
Доступность
Уровни услуги и их краткое описание:
Cтандартный (5х8) – в рабочее время дневной смены (8 рабочих часов в день); выполнение работ по обращениям пользователей в выходные и праздничные дни не осуществляется
Используемые системы и ресурсы:
АБД системы «Экспресс-3», ЦНСИ
Стратегия и приоритетные направления развития системы управления пассажирскими железнодорожными перевозками
Обеспечение устойчивого функционирования железных дорог на рынке транспортных услуг требует дальнейшего развития и внедрения новых задач и информационных технологий в сфере управления пассажирским комплексом. Определяя стратегию развития пассажирского железнодорожного транспорта России на ближайшую и отдаленную перспективу, МПС России приняло решение о широком внедрении и развитии на сети железных дорог электронных систем резервирования мест
и продажи билетов «Экспресс». Функционирование систем в реальном масштабе времени, создание единой информационной базы для железных дорог позволяют АСУ «Экспресс», наряду с решением традиционных задач по резервированию
и оформлению проездных документов, автоматизировать все основные процессы управления в пассажирском хозяйстве.
Автоматизированная подсистема регулирования пассажирских перевозок (АСУ-Л) создается в рамках АСУ «Экспресс-3». Целью ее разработки является дальнейшее развитие и совершенствование механизма управления пассажирскими
перевозками на базе новых информационных технологий и автоматизированных комплексов, ориентированных на коммерческую эффективность транспортной продукции, маркетинговую стратегию, устойчивое функционирование пассажирского
хозяйства в условиях конкуренции с другими видами транспорта. В основе данной стратегии управления [1] заложены основные принципы функционировании АСУ «Экспресс-3»:
- работа в реальном масштабе времени с большим числом абонентов, охватывающих всю территорию железных дорог России;
- концентрация первичной информации о перевозках пассажиров и их требованиях;
- возможность гибко развивать свои функции в направлении автоматизации различных технологических процессов пассажирского хозяйства.
В АСУ-Л разрабатываются принципиально новые комплексы задач для управления пассажирскими перевозками и расширяются технологические функции применительно к тем задачам, которые внедрены и эксплуатируются на базе технических
средств «Экспресс-2». Функционирование подсистемы АСУ-Л предусматривает взаимодействие с другими подсистемами АСУ «Экспресс-3» по обмену необходимой информацией в процессе принятия и реализации управленческих решений.
Характеристика объекта автоматизации. Российские железные дороги играют ведущую роль в обеспечении перевозок, выполняя 40 % внутреннего пассажирооборота. Решающее значение в освоении перевозок принадлежит Московской
и Октябрьской железным дорогам, выполняющим 55 % объемов отправлений от сетевого уровня. Динамика изменения показателей пассажирских перевозок представлена на рис. 1. За последние 8 лет объем пассажирских перевозок,
их материальная база претерпели существенные изменения. Прекращена поставка пассажирского подвижного состава за счет федерального бюджета, объемы его закупок значительно уменьшились, парк вагонов сократился в полтора
раза, его износ составляет в среднем 50 % [2].
|
Рис. 1. Диаграмма изменения основных показателей пассажирских перевозок в дальнем сообщении:
1 — отправление пассажиров; 2
— пассажирооборот; 3 — средний состав поезда; 4 —
средняя населенность вагонов
|
Парк пассажирских вагонов составляют вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров, и специальные. Первая группа включает типы вагонов: жесткие некупейные, жесткие купейные, мягкие, мягкие для международного сообщения.
Вторая группа — специальные вагоны: почтовые, багажные, вагоны-рестораны, почтово-багажные. Вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров, составляют 88 % всего инвентарного парка, специальные — 12 %.
К объектам инфраструктуры пассажирского хозяйства относятся: пассажирские станции, пассажирские технические станции, вокзалы, вагонные пассажирские депо, остановочные пункты и т. д. Как система пассажирское хозяйство характеризуется автономностью входящих в нее различных по назначению хозяйственных подсистем и организационных звеньев, многоуровневой информационной взаимосвязью и необходимостью централизованного управления.
Принципы построения информационной базы данных. Основой стратегии по информатизации пассажирских перевозок является переход к разрабатываемой специалистами ВНИИЖТа системе «Экспресс-3». Она позволяет осуществлять
операции по обслуживанию пассажиров в реальном масштабе времени, выдавать финансовую и статистическую отчетность, обеспечивать оперативную корректировку нормативно-справочной информации, регистрировать данные о ремонтах, конструктивном устройстве и использовании парка пассажирских вагонов.
АСУ «Экспресс-3» создается на базе действующей вычислительной сети системы «Экспресс-2» с поэтапной заменой на железных дорогах России старых, выработавших свой ресурс средств вычислительной техники на новые современные технические средства. По каждому оформленному проездному документу банк данных системы «Экспресс» регистрирует:
- количество проданных мест;
- дату продажи;
- дату отправления поезда;
- номер поезда, тип вагона;
- станции отправления и назначения поезда;
- станции отправления и назначения пассажира и т. д.
Информационное и программное обеспечение системы позволяет вести непрерывный учет свободных мест в поездах, ход реализации продажи за 63 сут до момента отправления поезда и заполняемость вагонов на маршруте.
Заложены следующие основные принципы ведения информационной базы данных:
- использование современных средств вычислительной техники и передачи данных;
- обеспечение защиты информации от несанкционированного доступа;
- создание электронных архивов с необходимой глубиной хранения;
- построение системы учета первичной информации оформления проездных документов во внутригосударственном, межгосударственном, международном и пригородном сообщениях;
- принцип вертикального и горизонтального информационного взаимодействия при полной совместимости по уровням;
- высокая готовность к предоставлению информации лицам, принимающим решения;
- возможность дальнейшего совершенствования по мере развития вычислительной техники;
- гибкая адаптация к изменяющимся внешним условиям.
В структурном плане автоматизированная система управления пассажирскими перевозками представляет собой вычислительную сеть, включающую региональные центры системы «Экспресс-3», которые, взаимодействуя между собой в реальном
масштабе времени, обслуживают как пассажиров, так и работников железнодорожного транспорта, осуществляющих управление пассажирскими перевозками.
В рамках информации РЖД предусмотрено также взаимодействие региональных центров «Экспресс-3» с другими (не пассажирскими) системами железнодорожного транспорта с целью обмена необходимой информацией. Система «Экспресс-3»
в функциональной структуре информации железнодорожного транспорта представлена в виде девяти подсистем, которые, взаимодействуя между собой и с клиентурой, образуют единую базу данных пассажирских перевозок.
Требования к информационному обеспечению процесса управления. В настоящее время пассажирский железнодорожный транспорт имеет четырехзвенную структуру управления: МПС России — железные дороги — отделения дорог —
линейные предприятия. В соответствии с программой реформирования пассажирского комплекса система управления в период с 2001 по 2010 г. будет изменена. Переход от принципов территориального управления к системе управления
по видам деятельности предъявляет новые требования к информационному обеспечению процесса руководства транспортом. Потребителями информации выступят:
- на первом этапе реформирования, охватывающем период 2001...2002 гг., МПС России — Федеральная пассажирская компания (филиал ОАО «РЖД») — дорожные дирекции по обслуживанию пассажиров в дальнем
следовании и службы пригородных перевозок — отделения железных дорог, дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении;
- на втором этапе (приходится на 2003...2006 гг.) в дальнем сообщении — Федеральная пассажирская компания (ФПК) — региональные пассажирские компании — линейные дирекции по обслуживанию пассажиров. В пригородном сообщении — МПС России — ОАО «РЖД» — железные дороги (службы пригородных перевозок) — дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении;
- на третьем этапе реформирования (включает период 2006...2010 гг.) в дальнем сообщении — ФПК — региональные пассажирские компании — линейные дирекции по обслуживанию пассажиров. По пригородным перевозкам
— ОАО «РЖД» — железные дороги (службы пригородных перевозок) — акционерные общества (пригородные компании).
Решающая роль в стратегии развития железнодорожного транспорта и внедрения передовых технологий во все сферы деятельности пассажирского хозяйства отводится информатизации. Накопленный многолетний опыт по созданию, внедрению
и эксплуатации на сети железных дорог АСУ «Экспресс-2» показал, что эти системы дают возможность автоматизировать все основные технологические процессы в пассажирском хозяйстве [3]. В условиях дальнейшего развития
функциональных возможностей АСУ «Экспресс-2» и поэтапного перехода к более производительной системе «Экспресс-3» разрабатываются механизмы оперативного планирования и регулирования пассажирских перевозок, ориентированные на
полную автоматизацию сбора, хранения, переработки и анализа информации по всем функциям и задачам системы управления.
Новые информационные технологии в АСУ«Экспресс-3» должны обеспечить:
1. Ведение динамических баз данных;
2. Оперативный доступ диспетчерского аппарата к информации, характеризующей качество использования подвижного состава по железнодорожным направлениям, железным дорогам, поездам, группам и конкретным типам вагонов;
3. Маркетинговый анализ рынка пассажирских перевозок с целью определения предстоящих объемов перевозочной работы и способов организации хозяйственной деятельности предприятий, участвующих в ней;
4. Оперативный анализ и прогноз экономических результатов работы поездов и отдельных групп вагонов для выбора экономически эффективного варианта освоения перевозок, обеспечивающего максимальное использование вместимости
подвижного состава и сокращение эксплуатационных затрат;
5. Выявление неудовлетворенного спроса на перевозки по сегментам транспортного рынка и разработку комплекса мероприятий по его освоению;
6. Оценку использования производственного потенциала пассажирского комплекса, определение стратегии и тактики его развития.
Основные направления развития АСУ-Л. Подсистема АСУ-Л относится к типу информационно-управляющих. Она обеспечивает подготовку наиболее рационального варианта принятия решений лицами, ответственными за выполнение
отдельных элементов или комплексов технологических операций организации пассажирских железнодорожных перевозок. Основным ее назначением является информационно-технологическое обеспечение процесса управления перевозками
в целях качественного и своевременного удовлетворения потребностей пассажиров. На первом этапе в рамках АСУ-Л разрабатываются следующие комплексы задач:
- прогнозирование пассажиропотоков;
- маркетинг рынка пассажирских перевозок;
- определение корреспонденций пассажиропотоков;
- автоматизированная система контроля и учета населенности пассажирских поездов;
- основные показатели, связанные с перевозкой пассажиров в поездах дальнего следования;
- система оперативного отслеживания экономической эффективности назначения поездов дальнего следования.
Комплекс задач «Прогнозирование пассажиропотоков». По пассажирским перевозкам в зависимости от глубины прогноза выполняются следующие виды прогнозов:
- долгосрочный (глубина прогнозирования 1 год);
- краткосрочный (сроком от одного до нескольких месяцев);
- оперативный (глубина от 5 сут до месяца).
В АСУ«Экспресс-3» создаются и поддерживаются для этих целей специальное математическое и программное обеспечение. Основа построения любого вида прогноза в системе — анализ посуточных отправлений пассажиров. Банк данных
АСУ «Экспресс-3» обеспечивает полную автоматизацию сбора данных о проданных проездных документах и свободных местах на каждую дату за 12 предшествующих лет. Информационные поля формируются по направлениям и по каждому номеру
поезда и содержат показатели:
- объемы отправлений пассажиров;
- населенность вагонов различных типов;
- степень использования вместимости состава;
- коэффициенты сменяемости мест.
Маркетинг рынка пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте определяют как комплексную систему организации перевозочного процесса, ориентированную на более полное удовлетворение постоянно меняющегося
спроса на транспортные услуги и повышение рентабельности отрасли. Основные задачи включают:
- оценку реальных объемов перевозок по железнодорожным направлениям, железным дорогам, категориям поездов и типам вагонов;
- выявление неудовлетворенного спроса по сегментам транспортного рынка и разработку комплекса мероприятий по его освоению;
- определение неравномерности объемов перевозок по периодам года;
- разработку достоверных прогнозов;
- оценку использования производственного потенциала пассажирского комплекса и определение стратегии и тактики его развития.
Маркетинговый анализ представляет собой сложный научно обоснованный процесс получения выводов из собранной, надлежащим образом сгруппированной и обработанной первичной информации. Если на входе данные об объемах продажи проездных документов, суммах доходов, маршрутах поездов и т. д. представляют собой не упорядоченный для целей маркетинга массив данных, то в результате группировки в АСУ«Экспресс-3» по определенным признакам и критериям информация выдается пользователю в виде схем, диаграмм, графиков.
Комплекс задач «Определение корреспонденций пассажиропотоков».
Основой для построения графика движения поездов, выработки оперативных регулировочных мероприятий являются пассажиропотоки, знание и прогнозирование которых в значительной степени отражают общий уровень культуры организации
пассажирских перевозок. Информационное и программное обеспечение системы АСУ«Экспресс-3» позволяет вести непрерывный учет реализованных и свободных мест в поездах. Для каждого удовлетворенного запроса регистрируются: сколько
мест продано или возвращено по данному запросу; дата продажи; на какое число, поезд и в каком вагоне оформлены места; станции отправления и назначения пассажира, стоимость проезда и т. д.
Учет корреспонденций в системе осуществляется по всем станциям, производящим операции по посадке-высадке пассажиров. Однако, учитывая большое количество таких станций на сети, по желанию пользователя можно получить информацию
о поструйных пассажиропотоках в агрегированном виде. В АСУ «Экспресс» рассчитываются корреспонденции по пассажирским поездам дальнего и местного сообщения, по заданным группам поездов, железным дорогам, железнодорожным
направлениям.
Автоматизированная система контроля и учета населенности пассажирских поездов («Населенность»). Важное экономическое значение в рыночных условиях приобретает организация оперативного управления схемами составов
поездов, качество которого, в свою очередь, зависит от оперативности и достоверности получаемой информации о фактической населенности вагонов в условиях текущей эксплуатации. Указанный показатель необходимо знать
пассажирским работникам не только на момент отправления поезда или в среднем за выполненный рейс, но и по ходу следования состава от начальной до конечной станции маршрута поезда. Перечисленные требования заложены в основу разработанной по решению МПС России и внедренной на железных дорогах сети системы «Населенность». Пользователи (ЦЛ МПС и Л дорог) получают в оперативном режиме данные о фактической населенности вагонов по участкам маршрута, корреспонденциях пассажиропотоков, показателях «пассажиро-км» и «вагоно-км» по участкам и в целом за рейс. Выходная информация выдается на экран и печать персонального компьютера в виде рисунков и таблиц. Для получения сравнительной характеристики и определения тенденции изменения показателей эксплуатационной работы они хранятся в банке данных АСУ «Экспресс» в течение нескольких лет.
|