Лекции: Тема 1.1. Учетное информационное обеспечение | Тема 1.2. Управленческое информационное обеспечение | Тема 2.1. Конкурентный маркетинг на железнодорожном транспорте | Тема 2.2. Порядок оформления документов на железнодорожные перевозки | Тема 2.3. Обеспечение автоматизированного оформления и обработки перевозочных и иных документов, связанных с перевозкой грузов | Тема 2.4. Информационное обеспечение продажи услуг | Тема 3.1. Перевозка грузов и логистика | Тема 4.1. Информационное обеспечение пассажирских перевозок | Тема 5.1. Информационное обеспечение по содержанию и эксплуатации инфраструктуры | Тема 6.1. Информационное обеспечение по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава | Тема 7.1. Информационное и техническое обеспечение рабочего места специалиста | Тема 8.1. ИТ-инфраструктура | | ||
|
||
Страницы: 1 | 2 | | ||
| ||
Эластичность спроса на транспортные услугиЭластичность спроса на транспортные услуги — чувствительность изменения спроса от изменения каких-либо факторов, способность его увеличиваться (снижаться) при изменении определяющего фактора, например, при снижении (увеличении) тарифа или цены, уровня дохода, качества и др. Численно эластичность спроса характеризуется коэффициентом ценовой эластичности — процентным соотношением приращения объема спроса и вызывающего его приращения тарифа. Если этот коэффициент по модулю больше 1, спрос называют эластичным, если меньше — неэластичным. При эластичном спросе незначительное снижение тарифа приводит к заметному росту погрузки, грузооборота, пассажирооборота или других показателей, характеризующих сбыт транспортных услуг. Эластичность спроса на транспортные услуги изучают раздельно для пассажирских и грузовых перевозок. Имеет смысл обсуждать значение коэффициента эластичности для отдельного рода груза на выбранном направлении, в пассажирских перевозках — для вагонов отдельных типов и в зависимости от рода поездки на выбранном направлении. Для большинства родов грузов на большинстве ж.-д. направлений этот коэффициент меньше 1. Для пассажирских перевозок он близок к 1; для вагонов некоторых типов (например, плацкартных, межобластных) и ряда поездок (в период школьных и студенческих каникул, отпусков) этот коэффициент превышает 1. Стимулирование спроса на транспортные услугиСтимулирование спроса на транспортные услуги — один из элементов комплекса маркетинга. Стимулирование спроса может быть ценовым и неценовым. К основным мероприятиям по стимулированию спроса относятся: предоставление скидок к транспортным тарифам, удобных для отправителей грузов условий оплаты; предоставление льгот со стороны ж. д. постоянным и перспективным грузоотправителям с целью стимулирования погрузки; предоставление необходимых условий перевозки или поездки и комплекса услуг в соответствии с индивидуальными требованиями грузоотправителей и пассажиров. Размеры потерь ж. д. от скидок должны быть восполнены доходом от роста перевозок. Реклама на транспортеРеклама на транспорте — средство информации о предполагаемых транспортных услугах, составная часть маркетинговой коммуникационной политики ж. д. Наряду с общими условиями производства и распространения любой рекламы она имеет свою специфику, связанную с тем, что транспортные средства сами используются в качестве носителей рекламных материалов. В условиях конкуренции между видами транспорта и транспортными предприятиями необходимость активной рекламной деятельности на транспорте несомненна. Новые виды транспортных услуг, фирменное обслуживание грузовладельцев и пассажиров высокоскоростного движения, транзитные транспортные коридоры, скидки и льготы для отдельных пользователей, доставка груза «от двери до двери», комфортабельные пригородные электропоезда, сервисные услуги на вокзалах и в поездах и т. п. требуют грамотной, доходчивой и оригинальной рекламы. В задачи рекламы входят также стимулирование продаж, работа со средствами массовой информации и связи с общественностью, организация выставок и презентаций новых технологий и техники, соответствующее оформление вокзалов и других помещений и т. п. На ж.-д. транспорте созданы отделы рекламы в структурах Системы фирменного транспортного обслуживания, пассажирском комплексе, организованы пресс-службы в МПС, управлениях дорог и других подразделениях. Учитывая сложность и жесткость конкуренции рекламных компаний, в ряде случаев МПС целесообразно использовать самостоятельные рекламные агентства для изготовления и распространения рекламных материалов о работе транспорта, его продукции на радио, телевидении и в печати. При этом важно соблюдение положений Закона о рекламе, предусматривающего определенные правила подготовки содержания и распространения рекламы, в том числе и ограничивающие использование транспортных средств и придорожной полосы отвода земли для размещения рекламы, если она может привести к нарушению безопасности движения. Диверсификация на транспортеДиверсификация на транспорте — расширение ассортимента выполняемых работ и услуг и производимой продукции, реализуемых не в основной деятельности транспортных предприятий, а сторонним организациям. Диверсификация осуществляется в виде подсобно-вспомогательной деятельности транспортных предприятий. Различают следующие виды диверсификации: горизонтальная — производство товаров и оказание услуг, схожих с продукцией основной деятельности (сдача помещений и складов в аренду, вагонов под временные гостиницы и т. п.); концентрическая — организация работ и услуг, не связанных с перевозками, но для клиентов транспорта (гостиницы на вокзалах, стоянки автомобилей пассажиров и т. п.); конгломератная — производство товаров и оказание услуг, отличающихся от основной деятельности, посторонним организациям и населению (изготовление мебели, товаров народного потребления, садовых домиков, строительство, ремонтные услуги и т. п.). Диверсификация является одним из направлений стратегии маркетинга транспортного предприятия и используется при необходимости зарабатывания дополнительных доходов, особенно при спаде объемов перевозок. Жизненный цикл транспортной продукцииЖизненный цикл транспортной продукции — период времени, в течение которого эта продукция пользуется спросом на транспортном рынке. Различают пять этапов этого цикла: I — внедрение на рынок; II — рост объема продаж; III — зрелость и стабилизация объема продаж; IV — насыщение рынка; V — спад объема продаж. Маркетологи должны внимательно следить за динамикой спроса на те или иные виды транспортных услуг и их качеством, чтобы своевременно обнаружить этап насыщения и обеспечить ввод на рынок новых видов транспортных услуг или модернизацию действующих еще на этапе насыщения рынка для сохранения высокого уровня прибыли транспортного предприятия и возмещения ее отрицательных значений в начальных фазах цикла. Модель жизненного цикла транспортной продукции можно использовать при прогнозировании развития транспортных услуг, выборе стратегии развития транспорта и текущем планировании транспортного производства. Район тяготенияРайон тяготения транспортного предприятия (железной дороги) — территория, на которой расположены предприятия и населенные пункты, отправляющие и получающие продукцию (или поездки пассажиров) через пункты (станции) данного предприятия. На ж.-д. транспорте выделяют местные и транзитные районы тяготения. Местным районом тяготения ж.-д. станций называют территорию, на которой находятся грузовладельцы, отправляющие и получающие грузы через данную станцию. Совокупность местных районов тяготения станций участка или дороги называют районами тяготения участка или дороги. Транзитные районы тяготения дороги представляют собой территории отправителей и получателей грузов, которые осуществляют перевозки по данной дороге транзитом (без погрузки и выгрузки). Например, для Западно-Сибирской железной дороги все районы западнее и восточнее от нее, на которых расположены корреспондирующие грузовладельцы, являются транзитными. При маркетинговом обследовании экономики районов тяготения нельзя ограничиваться изучением только местного района ж. д., необходимо исследовать и транзитные районы. Сегментация транспортного рынкаСегментация транспортного рынка — разделение транспортного рынка на рыночные сегменты, к которым необходимо прилагать разные маркетинговые усилия. Сегмент транспортного рынка — это группа пользователей транспорта, характеризующаяся однотипной реакцией на предлагаемые транспортные услуги и набор маркетинговых стимулов. Сегментация рынка позволяет лучше выявлять конкретные запросы (нужды) пользователей, оптимизировать затраты транспорта и сконцентрировать его ресурсы на наиболее выгодных направлениях их использования. Основными критериями сегментации транспортного рынка являются виды перевозок (грузовые, пассажирские), виды сообщений, род груза и подвижного состава, условия и качество транспортного обслуживания. В ряде случаев сегментация осуществляется по территориальному (географическому) признаку перевозок. В маркетинге пассажирских перевозок, кроме того, учитываются демографические, социально-экономические, психологические и другие признаки сегментации. Не следует увлекаться большим числом сегментов. Выбранные сегменты должны иметь четкий набор отличающихся условий перевозок, быть достаточно существенными по объему перевозок, доступными для эффективной маркетинговой деятельности и использоваться в течение длительного времени. Система фирменного транспортного обслуживанияСистема фирменного транспортного обслуживания (СФТО) — вертикально-интегрированная сбытовая структура ж.-д. транспорта, обеспечивающая формирование и реализацию маркетинговой стратегии продаж транспортных услуг по перевозке грузов и ориентированная на коммерческую эффективность транспортной продукции. СФТО была создана МПС в 1995 г. с целью обеспечения конкурентоспособности и устойчивого функционирования ж. д. России на рынке транспортных услуг, полного удовлетворения платежеспособного спроса этих услуг. Главные принципы функционирования СФТО — доступность, оперативность, комплексность, высокое качество обслуживания и гарантия выполнения взятых на себя обязательств. Скидки к транспортным тарифамСкидки к транспортным тарифам — ценовые средства стимулирования спроса на транспортные услуги. Размеры скидок определяются специальными расчетами и предусматривают погашение убытков от снижения провозной платы за счет увеличения объемов перевозок и роста доходных поступлений от расширения работ и услуг, оказываемых пользователям транспорта. Скидки устанавливают, как правило, на транспортные услуги, имеющие достаточный уровень эластичности по отношению к изменению цены перевозки (услуги). Процесс установления скидок и соблюдения договорных условий между перевозчиком и грузовладельцами требуют правовой защиты.
За улучшение качества транспортного обслуживания (например, за ускоренную перевозку, гарантированную доставку к установленному сроку, перевозку в особых условиях, охрану грузов, перевозки в кредит и др.) применяются надбавки к базовому тарифу, которые также могут быть отнесены к системе стимулирования спроса на транспортные услуги. Подсобно-вспомогательная деятельностьПодсобно-вспомогательная деятельность осуществляется транспортным предприятием для обеспечения перевозочной работы (изготовление запасных частей, отдельных видов инвентаря и оборудования, погрузочно-разгрузочные, транспортно-экспедиционные операции, строительно-монтажные и некоторые ремонтные работы и др.). На ж.-д. транспорте подсобно-вспомогательная деятельность осуществляется предприятиями, занимающимися основной деятельностью, и специализированными, а также обособленными структурными единицами (находящимися в составе дорог или акционированными заводами по производству запасных частей, щебеночными, шпалопропиточными предприятиями, ремонтно-механическими мастерскими и т. д.). Ряд работ, выполняемых в рамках подсобно-вспомогательной деятельности, имеет профильный характер, например, ремонт подвижного состава, контейнеров, подъемно-транспортных механизмов, принадлежащих другим предприятиям и операторским компаниям. Предельные издержки на транспортеПредельные издержки на транспорте — издержки, связанные с производством еще одной дополнительной единицы транспортной продукции (услуги). Они определяются отношением приращения суммарных переменных издержек к объему производства транспортной продукции. Теоретически, начиная с определенного объема производства, дальнейшее его наращивание сопровождается увеличением предельных издержек. Однако на практике функцию переменных издержек часто принимают линейной по отношению к объему производимой транспортной продукции. В этом случае предельные издержки не зависят от объема производства. Предельные издержки используют при разработке тарифной политики и маркетингового стимулирования спроса на перевозки. |
||
В оглавление » |