Аннотация
На железнодорожном транспорте в последнее время внедряются компьютерные
системы управления движением поездов, микропроцессорные системы автоматики и
телемеханики, автоматизированные рабочие места, автоматизированные системы
проектирования, базы данных и вычислительные сети, волоконно-оптические системы
передачи информации, транкинговые и сотовые системы подвижной радиосвязи.
Проектирование, внедрение и эксплуатация названных систем требует
фундаментальных знаний в таких областях, как автоматическое управление,
прикладное и системное программное обеспечение, передача, прием и обработка
информации. Формирование этих знаний базируется на освоении основных разделов
высшей математики, физики, информатики, электротехники, электроники, теории
автоматического управления и теории передачи сигналов.
Будущая
профессиональная деятельность студентов специальности "Автоматика и
телемеханика на транспорте (на железнодорожном транспорте)" требует от них
не только знаний принципов построения эксплуатируемых устройств, но и понимания
физики процессов, протекающих в электрических цепях и электронных схемах,
назначения и роли отдельных узлов и элементов. Только в таком случае
гарантируется грамотное техническое обслуживание устройств, оперативное
обнаружение и устранение неисправностей без задержек поездов.
В настоящее время при изучении различных дисциплин все более широко
применяются персональные компьютеры, как в процессе обучения, так и текущего
контроля. Применение компьютеров активизирует процесс изучения дисциплины
студентами, облегчает и ускоряет усвоение нового материала и контроль, что в
итоге повышает качество обучения и углубляет знания студентов.
Важным аспектом применения компьютера является дистанционное обучение.
Дистанционное обучение информатике, физике, биологии, экологии, астрономии и
др. студентов специальности 220204.51 "Автоматика и телемеханика на
транспорте (на железнодорожном транспорте)" сопряжено с рядом
особенностей. К таким особенностям относятся:
1) отсутствие или недостаточность лабораторной базы на месте обучения;
2) конкретное ассоциативное мышление студентов, воспринимающих
изучаемую дисциплину в аспекте своего профессионального и жизненного опыта.
Учет первой из этих особенностей заставляет применять компьютерное
интерактивное моделирование вместо лабораторных работ на реальном оборудовании.
Вторая особенность вызывает необходимость моделировать конкретные задачи в ходе
выполнения лабораторного практикума [3, 5].
Лабораторные занятия (практикум) для специальности 220204.51
"Автоматика и телемеханика на транспорте (на железнодорожном транспорте)"
являются одной из ведущих форм работы по дисциплине Информатика и ИКТ. Главная
цель данного занятия – экспериментально подтвердить теоретические положения
изучаемой науки, обеспечить понимание обучаемыми основных закономерностей и
форм их проявления, сформировать у будущих специалистов профессиональный подход
к научным исследованиям, наконец, привить навыки экспериментальной
деятельности.
Повышение творческого потенциала, профессиональных навыков
осуществляется в полной мере только при практическом применении знаний.
Лабораторный практикум способствует познанию студентами органического единства
теории и практики, знакомит с направлениями исследовательской работы - развития экспериментальной науки, развивает интерес к
научной и самостоятельной творческой работе.
Одной из уникальнейших возможностей электронной техники является
компьютерное моделирование физических процессов.
Проведение эксперимента – основной этап, на котором электронные таблицы
могут быть использованы в качестве модели и вычислителя. Иногда химические,
физические, биологические эксперименты проводятся с приборами и веществами,
требующими достаточного навыка работы с ними. Например, при опытах с реактивами
возможны опасные последствия неправильных действий, работа с прецизионной
физической аппаратурой требует определенных умений, дозировка лекарственных
препаратов существенно влияет на ход лечения болезни. Во всех случаях весьма
полезным может быть предварительное получение студентами некоторых умений и
навыков без реальных объектов. При этом можно провести необходимые расчеты,
выбрать требуемые режимы работы установок и т.п. Одновременно электронные
таблицы, анализируя работу студентов, предоставляют ему некоторые
дополнительные возможности для контроля своей деятельности, например
графическое представление хода эксперимента или таблицы.
|