На долю ОАО "РЖД" приходится около 6% общероссийского потребления электроэнергии. Задачи ее учета и экономного расходования встали перед российской железной дорогой практически сразу, как только отрасль была электрифицирована. Но особую остроту они приобрели с приходом в экономику страны рыночных отношений Внедрение автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ) на железной дороге началось в конце 90-х годов. Система должна была обеспечить необходимые условия для выхода МПС РФ на оптовый рынок электроэнергии. Поскольку около 60% платежей за электроэнергию в отрасли приходится на оплату питания контактной сети, т.е. тяги подвижного состава, то вполне понятно, почему в начале 2003 года в тогдашнем МПС РФ был поднят вопрос более точного учета электроэнергии, потребляемой на объектах, отвечающих именно за этот вид электропотребления. Суть задачи состояла в том, чтобы обеспечить условия для планирования и закупки строго необходимого количества электроэнергии на Федеральном оптовом рынке электроэнергии (мощности) (ФОРЭМ), где один киловатт-час стоит всего 52 копейки против 83 копеек (в среднем) по электроэнергетической отрасли.