Лекции: Тема 1.1. Учетное информационное обеспечение | Тема 1.2. Управленческое информационное обеспечение | Тема 2.1. Конкурентный маркетинг на железнодорожном транспорте | Тема 2.2. Порядок оформления документов на железнодорожные перевозки | Тема 2.3. Обеспечение автоматизированного оформления и обработки перевозочных и иных документов, связанных с перевозкой грузов | Тема 2.4. Информационное обеспечение продажи услуг | Тема 3.1. Перевозка грузов и логистика | Тема 4.1. Информационное обеспечение пассажирских перевозок | Тема 5.1. Информационное обеспечение по содержанию и эксплуатации инфраструктуры | Тема 6.1. Информационное обеспечение по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава | Тема 7.1. Информационное и техническое обеспечение рабочего места специалиста | Тема 8.1. ИТ-инфраструктура | | ||
Сеть передачи данных на железнодорожном транспорте
1. Общие понятия Термин «передача данных» появился в начале 60-х годов и был связан с необходимостью дистанционного доступа к вычислительным ресурсам, а также обменом информацией между терминальным оборудованием або-нентов и ЭВМ в режиме телеобработки данных. Таким образом, появи-лись вычислительные сети или сети ЭВМ. Вычислительная сеть (ВС) является взаимосвязанной совокупностью территориально рассредоточенных систем обработки данных, средств и сис-тем связи и передачи данных, обеспечивающих пользователям дистанционный доступ к ее ресурсам и коллективное использование этих ресурсов. Из определения ВС следует, что в состав ВС входит два основных множества территориально рассредоточенных объектов: множество систем обработки данных, включающих в себя различные ЭВМ для выполнения вычислений, хранения баз данных, поиска инфорации, а также терминального оборудования, обеспечивающего взаимодействие пользователей с системами обработки данных; множество средств связи и передачи данных, обеспечивающих в общем случае как дистанционный доступ пользователей к ресурсам систем обработки, так и обмен информацией между различными удаленными системами обработки, а также между отдельными пользователями сети. Сеть передачи данных состоит из множества территориально рассредоточенных узлов коммутации, соединенных друг с другом и с абонентами сети при помощи различных каналов связи. Узел коммутации представляет собой комплекс технических и программных средств, обеспечивающих коммутацию каналов, сообщений или пакетов. Коммутация – распределение информации, при которой поток дан-ных поступает в узел по одним каналам связи, передается по другим, с учетом требуемого маршрута передачи. Концентраторы – устройства, объединяющие нагрузку нескольких каналов передачи данных, для последующей передачи по меньшему числу каналов. Канал связи – совокупность технических средств и среды распространения, обеспечивающей передачу сообщения любого вида от источника к получателю при помощи сигналов электрической связи. 2. Классификация систем передачи данных Системы передачи информации предназначены для организации в од-ной физической среде распространения множества независимых раздель-ных каналов связи и обеспечения передачи информации по этим каналам при подключении к системе различного абонентского, коммутационного и другого оборудования. По виду сигналов, системы передачи подразделяются на аналоговые и цифровые. В аналоговых системах сигналы, переносящие информацию по среде распространения, являются непрерывными функциями непрерывного времени. В основе построения аналоговых систем лежит принцип частотного уплотнения каналов. В зависимости от типа используемой линии связи, а также от назначения каналов связи в аналоговых системах может быть организовано различное число каналов. В цифровых системах сигналы являются дискретными функциями непрерывного времени. В основе цифровых систем передачи лежат операции квантования по времени сигнала несущего полезную информацию. Эти операции позволяют перейти от аналогового представления полезного сигнала к цифровому. Принципиальной особенностью цифровой передачи информации является временное уплотнение каналов для построения многоканальных систем передачи. Основное преимущество цифровых систем передачи по сравнению с аналоговыми заключается в том, что цифровые сигналы являются дискретными двоичными последовательностями. При прохождении их по каналу связи и искажением под воздействием помех необходимо только фиксировать наличие или отсутствие цифрового двоичного сигнала. Кроме того, все виды информации в цифровых системах представлены в единой цифровой форме, что позволяет передавать, коммутировать и обрабатывать их едиными методами и средствами. 3. СПД грузовыми перевозками В основе действующей инфраструктуры сети передачи данных железнодорожного транспорта лежит системная телеобработка данных как совокупность технических, программных средств и процедур обмена, обеспечивающих коллективное использование ресурсов систем телеобработки данных удаленными пользователями с возможностью организации межмашинного обмена. Создание систем телеобработки и развития сетей передачи на железнодорожном транспорте обусловлено требованиями к системам, функционирующим на транспорте. Эти требования обусловили создание двух относительно независимых сетей передачи данных: СПД грузовыми перевозками; СПД пассажирскими перевозками. СПД грузовыми перевозками, главным образом, обеспечивает обмен сообщениями в нежестком по времени режиме и передачу сообщений и файлов при межмашинном обмене. Система имеет трехуровневую структуру: 1) СПД линейного уровня предназначена для автоматизированного съема, централизованного сбора, распределения потребителям в реальном масштабе времени оперативной информации. СПД ЛП строится на базе концентраторов информации (КИ) и линей-ных контроллеров (ЛК), подключаемых к КИ. В свою очередь, к ЛК подключается оконечное оборудование контролируемых объектов. В СПД ЛП может быть реализовано два варианта структур: ![]() Рис. 1. Радиально-узловая структура СПД ЛП Многоточечная структура СПД ЛП (рис. 2) ориентирована на линейную топологию участка железной дороги. В СПД ЛП с такой структурой сервер СПД производит циклический опрос узлов КИ по групповому каналу. За время цикла опроса каждый узел получает долю времени для занятия группового канала и производит за это время обмен информацией между узлом и сервером СПД. ![]() Рис. 2. Многоточечная (шинная) структура СПД ЛП 2) Действующая СПД дорожного уровня обеспечивает в пределах железной дороги обмен информацией между абонентами и системами телеобработки данных, решающими прикладные задачи управления перевозками и другими видами деятельности. Основной системой, требующей непрерывного обмена информацией, является АСУП, центральной частью которой является АСОУП. Для обеспечения функционирования АСОУП необходимо связать большие системы обработки данных в ИВЦ с многочисленными АРМами. Абонентское оборудование СПД дорожного уровня (рис. 3) включает в себя: ![]() Рис. 3. Структура СПД дорожного уровня В абонентской сети СПД дорожного уровня используются телеграфные аппараты F1100, F2000. КИ строятся на базе персональных компьютеров. В качестве аппаратуры сопряжения ИВЦ дороги с СПД используются МПД и ПТД. 3) СПД сети обеспечивает обмен информацией между ГВЦ И ИВЦ. Сеть построена не базе выделенных каналов связи. На основе обмена информацией через СПД сетевого уровня в ГВЦ функционирует более 250 задач и систем таких как, ДИСКОР, ЦУП, ИОДВ, ДИСПАРК и другие. 4. СПД пассажирскими перевозками СПД системы «Экспресс» состоит из региональных терминальных сетей и межрегиональной магистральной сети коммутации сообщений (рис. 4). ![]() Рис. 4. СПД пассажирских перевозок В каждом регионе, где установлена система «Экспресс», создана терминальная сеть передачи данных, обеспечивающая обмен информацией между терминалами продажи билетов и ВК системы в режиме «запрос – ответ». На терминалах пунктов продажи билетов формируются различные запросы (бронирование, возврат продажи и т. д.). Все терминалы подключены по физическим линиям к коммутатору каналов (КК), который через модем, выделенный телефонный канал, групповой модем TETA-1240 и ПТД организует канал передачи данных между терминалом и ВК системы. Межрегиональная СПД «Экспресс» обеспечивает: КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Дайте определения основных понятий системы передачи данных. 2. Перечислите состав абонентского оборудования СПД. 3. Каково назначение и классификация СПД? 4. В чем преимущества и недостатки аналоговых СПД? 5. В чем преимущества и недостатки цифровых СПД? 6. Приведите особенности построения СПД грузовых перевозок. 7. Приведите особенности построения СПД ЛП. 8. Приведите структуру радиально-узловой СПД ЛП. 9. Приведите структуру многоточечной СПД ЛП. 10. Приведите особенности построения СПД пассажирских перевозок. 11. Что такое вычислительная сеть? 12. Что называют узлом коммутации? 13. Что входит в состав средств передачи данных? 14. Каково назначение систем передачи информации? 15. Назовите основные виды систем передачи информации, приведите их достоинства и недостатки. |
||
| ||
В оглавление » |